едем.рф

Как улучшали пользовательский опыт покупки билетов на поезд

Провел UX-экспертизу, собрал обратную связь, изучил прямых и косвенных конкурентов. На основе собранных данных сгенерировал гипотезы, спроектировал и подготовил в разработку. Поэтапно, в 2 итерации выкатили улучшения в прод

Спроектировал юай-концепцию и визуальный стиль. Библиотеку прикладных компонентов и макеты веба с адаптивом и мобильного приложения. Подготовил гайд по использованию

Экосистема

Продуктовая линейка Едем.рф включает сервисы по перевозке людей, посылок и грузов. Площадка посредничает в поиске попутчиков (карпулинг), грузоперевозчика, аренде авто и трансфере. А еще продает билеты на автобус и поезд

Продукт

Едем.рф запустили новое направление: продажа билетов на поезд. Этим компания закрывает еще одну потребность пользователя — поездки на дальние маршруты, а не только по межгороду

Бренд

Едем.рф позиционируется как помощник путешественникам, посредник в междугородних поездках, аренде и трансфере, доставке посылки или груза

Проблематика

МВП разрабатывалось в строгих ограничениях. Решение получилось технически рабочим, но не конвертировало трафик в покупки — пользователи путались, допускали ошибки при выборе и оформлении. Бросали сценарий

  1. Сервис работает на технологиях РЖД и МВП разрабатывался в строгих ограничениях, по гайдам. Это было необходимо для аттестации, несмотря на то что предложенные сценарии запутанные и сложные для понимания, а пользовательские паттерны устарели

  2. За время разработки и аттестации сервиса, дизайн-стандарты сильно апдейтнули — поменялись некоторые паттерны, обновился стиль. Продукт запустился на легаси. Нужно обновлять

Понимание задачи

Получил вводные от заказчика, изучил проблему, сформулировал цель и миссию проекта и список предстоящих задач

Цель

Повысить конверсию в покупку билета и снизить отток пользователей на этапах выбора и оформления. Снизить затраты на поддержку и ошибки пользователей

Сделать интерфейс консистентнее. Сократить затраты на его разработку. Повысить узнаваемость бренда

Миссия

Улучшить сценарии покупки и возврата билета. Повысить поведенческие и качественные показатели — чтобы пользователь дошел до цели, остался доволен, вернулся и порекомендовал сервис другим

Критерии успеха

Цель минимум — рост конверсии. Цель максимум — увеличить ретеншн

Потенциальных пользователей. Именно такая аудитория Едем.рф на момент старта проекта

Задачи
  1. Провести Юикс-экспертизу, исследовать обратную связь, изучить конкурентов. Выявить проблемные места интерфейса

  2. Предложить гипотезы по улучшению. Приоритизировать и взять в работу, с целью повысить конверсию и снизить отток пользователей

  3. Разработать Юай-концепцию: обновить прикладные компоненты и паттерны, сохранить консистентность продукта с экосистемой и узнаваемость бренда

  4. Привести интерфейс к дизайн-стандартам

Дискавери

Провел Юикс-экспертизу, собрал обратную связь, сделал конкурентный анализ. На основе этих данных определил проблемы, с которыми сталкиваются пользователи

Структурная карта сервиса до редизайна

Изучил основные сценарии, это покупка билета и покупка билетов в обе стороны. Кроме основных выявил дополнительные:

  1. Покупка билета по специальному тарифу

  2. Выкуп целого купе

  3. Покупка безвозвратного билета

  4. Покупка билета в гендерное купе

и тд, всего 10 штук

В рамках этого проекта занимался только основными сценариями. К дополнительным вернемся позже, они требуют больше исследований

Сценарии

В поддержку пользователи в основном обращаются с двумя проблемами: как им вернуть билет и как исправить в билете ошибки. Исправить их нельзя, значит нужно минимизировать их появление

Также у пользователей возникают проблемы с интерфейсом и они обращаются за помощью. Основная проблема это покупка билета в обе стороны

Обратная связь

Верхнеуровневое понимание проблемы есть, пошел смотреть основных и косвенных конкурентов, чтобы понять как эти проблемы решили они и каких еще функций не хватает нашему продукту

Конкурентный анализ также дает понять к каким паттернам привыкли пользователи и какого пользовательского опыта они ожидают от схожего продукта

Конкурентный анализ

Проблемы

Проанализировав данные собрал список проблем интерфейса. Вот основные

Выбор класса обслуживания
Пользователь не видит вагонов и схем. Ему сложно сделать правильный выбор только из доступной на экране информации. А если подходящих мест не нашлось, ему придется возвращаться назад, чтобы выбрать другой класс
Обратный поезд
У пользователей возникают проблемы с пониманием сценария покупки билетов в обе стороны. Выбирая поезд флоу перебрасывает их к выбору мест. Не видя обратный поезд они теряются и бросают сценарий
Выбор мест
Карточки вагонов не информативны. Схема не входит, приходится скроллить по горизонтали. Половина схем отсутствует
Данные пассажиров
Выявил множество микросценариев, например пассажир без отчества или ребенок без места и тд, которые не достаточно проработаны и которые приводят к ошибкам
Задача становится еще сложнее, когда пользователю нужно заполнить анкеты нескольких пассажиров. Когнитивная нагрузка усиливается, падает скорость заполнения, растет вероятность ошибки. Цена ошибки фатальна, ведь из-за банальной опечатки пассажира не пустят на поезд
Нет мест
Когда по маршруту нет мест пользователь попадает на тупиковый экран. Сама формулировка не верна, поезда есть, места закончились. Но они еще могут появиться, пользователь может уехать на следующий день или другим видом транспорта. Сервис ничего не предлагает
Билет куплен
Финальный шаг максимально невзрачный. Хочется добавить красочной эмоциональной нагрузки чтобы подчеркнуть завершение сценария, сильнее запомниться, усилить эффект от положительного опыта взаимодействия или скрасить отрицательный

Гипотезы

Изучая флоу, обратную связь и конкурентов мы уже понимали с какими проблемами сталкиваются пользователи. На основе собранной информации сформулировал гипотезы и обрисовал их черновыми макетами

Класс обслуживания

Если отказаться от экрана классов обслуживания, это сократит количество шагов до цели и повысит конверсию

Если классы обслуживания перенести на экран выбора мест и сделать их быстрыми фильтрами, это снизит количество возвратов и сделает интерфейс удобнее, а выбор мест быстрее

Обратный поезд

Если перенести выбор обратного поезда сразу после выбора поезда туда, то сценарий станет логичнее и снизится отток пользователей

Если добавить прогресс-трекер, это сделает сценарий предсказуемым, контролируемым и менее тревожным, поможет пользователю сориентироваться и с большей вероятностью завершить покупку

Были другие интересные идеи по решению этой проблемы. Например некоторые пользователи, покупающие билет отказывались потому-что им привычнее паттерн как на сайтах покупки авиабилетов, когда сразу видно рейс туда, обратно и итоговую цену. Это позволило бы сократить флоу еще на шаг. Но в процессе бенчмарка нам не удалось найти ни одного похожего решения. Интересно почему, возможно это нельзя реализовать по техническим причинам. Запомнили ее и отложили в бэклог

Если выбор поездов в обе стороны сделать на одном экране, сгруппировать их по стоимости и показать общую сумму, это сократит количество шагов и сделает интерфейс нагляднее и проще

Если обогатить список вагонов данными, сделать миниатюрные схемы с рассадкой и свободными местами, это повысит информативность экрана, поможет пользователю быстрее сориентироваться и сделать выбор

Если переделать карточку вагона, показать схему целиком и дорисовать недостающие, это повысит ее информативность, поможет пользователю быстрее принять решение и уменьшит отток

Выбор мест

Если добавить автозаполнение полей, это сократит время на заполнение формы, уменьшит количество ошибок, увеличит процент пользователей завершивших этап и повысит их удовлетворенность от взаимодействия с сервисом

Если хранить данные пассажиров, это повысит скорость заполнения данных при повторной покупке, общую удовлетворенность пользователя и его возвращение

Данные пассажиров

Если в календарь поисковой формы добавить предварительные цены, это повысит информативность, поможет пользователю с выбором, уменьшит количество возвратов к поисковой форме и повысит лояльность пользователей к сервису

Если вместо тупикового экрана «Ничего не найдено» показывать расписание поездов без мест и предлагать пользователю пути решения — выбрать другую дату или подписаться на изменения — уменьшит количество возвратов на предыдущий шаг и отток пользователей

Если в поисковую выдачу добавить миниатюрный календарь с соседними датами, это уменьшит количество возвратов на предыдущий шаг и отток пользователей

Если показывать другие варианты поездки на дату, которую мест на поезд нет, это позволит продвигать другие продукты и не потерять клиента

Поиск

Если в конце сценария добавить экран с красочным завершением, это усилит положительные впечатления от продукта, побудит вернуться и порекомендовать сервис другим

Эмоциональный отклик

Приоритизация

После изучения гипотез мы приоритизировали их по формуле ценность/сложность. Поделили их на итерации. Часть отправилась в бэклог

Гипотеза
Метрики
Приоритет
Если отказаться от экрана классов обслуживания, это сократит количество шагов до цели и повысит конверсию
Number of Steps, Conversion Rate (CR)
3/1 = 3
Если перенести выбор обратного поезда сразу после выбора поезда туда, то сценарий станет логичнее и снизится отток пользователей
Conversion Rate (CR), Retention
3/1 = 3
Если обогатить список вагонов данными, сделать миниатюрные схемы с рассадкой и свободными местами, это повысит информативность экрана, поможет пользователю быстрее сориентироваться и сделать выбор
Engagement Rate, Time on Task
3/2 = 1.5
Если добавить автозаполнение полей, это сократит время на заполнение формы, уменьшит количество ошибок, увеличит процент пользователей завершивших этап и повысит их удовлетворенность от взаимодействия с сервисом
Time on Task, Error Rate
3/3 = 1
Если в конце сценария добавить экран с красочным завершением, это усилит положительные впечатления от продукта, побудит вернуться и порекомендовать сервис другим
NPS, CSAT
3/2 = 1.5
И тд. всего около 20 идей

Проектирование

Приоритетные гипотезы взяли в работу. Предстояло поправить сам флоу, сократив кол-во шагов и пересмотреть их порядок. Переделать лейаут — сделать шаблоны адаптивными для изменений. Точечно внести изменения на каждый экран — убрать все лишнее и наоборот, добавить недостающую для принятия решения информацию

Новый флоу. Покупка билета в одну сторону

Стандарты
и юай-концепция

У компании две библиотеки стандартов. Юай покупки билетов был собран на легаси, но нужен плавный переход на некст, что сократит затраты на поддержку и разработку интерфейса в будущем

Но в рамках этого проекта некст мы решили не делать. Нужно было быстро внести улучшения чтобы не терять клиентов

Над юаем я думал параллельно. На основе новой библиотеки стандартов я разработал концепцию, прикладные решения и паттерны для интерфейса 2.0, с целью повышения удобства и роста поведенческих показателей. Все макеты в кейсе представлены в новой концепции

А еще обновил интерфейсные иконки, сделав их консистентными, сбалансированными по массе и с понятными метаформами

Результат

Разработали и поэтапно запустили улучшения в прод. Улучшения внедрялись постепенно, в 2 итерации. В первой переработали лейаут, флоу и обогатили его данными. Во-второй внесли изменения в поиск

едем.рф
Выбор мест
едем.рф
Выбор мест

Новый лейаут
Чтобы отказаться от неинформативного представления вагонов в формате витрины и показывать схемы целиком без горизонтального скролла, пересмотрел лейаут. Саммари переехало из правой колонки вниз экрана, освободившееся место заняли новый, обогащенный данными список и карточки вагонов

Новый лейаут получился удачным и без проблем применяется на всех экранах сервиса

Схемы
У половины вагонов вовсе не оказалось схем. Выбрать места в таком случае можно только по параметрам. Это не подходит большинству пользователей

Нагуглили исследование по схемам, которое проводили в Туту. Забрали себе лучшие практики. Отрисовали недостающие схемы, всего на проекте их 400 штук!

едем.рф
Данные пассажиров, подтверждение и оплата
едем.рф
Данные пассажиров, подтверждение и оплата
едем.рф
Билеты куплены. Приятной поездки!
едем.рф
Билеты куплены. Приятной поездки!

После веб версии взялся за обновление приложения. Новая мобильная версия флоу покупки билетов спроектирована с учетом обновленной iOS 26 и гайдов HIG

Главная
Поисковая выдача
Выбор мест
Выбранные поезда
Карточка поезда
Новый пассажир
Саммари
Билеты куплены

UX-тесты

Собрал прототипы, потестили среди сотрудников. В этой итерации решили сэкономить время и ускорить релиз. На следующие запланировали глубокое исследование аудитории и ее взаимодействие с сервисом. Для него подготовил дизайн юзабилити-тестирования

Что дальше

Наблюдаем, собираем фитбэк. Есть множество доп. сценариев которые требуют доработки и возможного дальнейшего развития. Появляются новые гипотезы

Продолжение
следует...

Юикс-экспертиза и поиск проблем

Анализ конкурентов

Анализ обратной связи

Низкоуровневое проектирование и гипотезы

Приоритизация гипотез с командой

Высокоуровневое проектирование

Разработка юай-концепции и визуального стиля

Отрисовка интерфейсных иконок

Проектирование прикладных компонентов

Прототипирование в Фигме

Дизайн-ревью

Моя роль

Старший дизайнер (я)

Младшие дизайнеры

Продакт-менеджер

Фронт-энд

Бэк-энд

Команда

Веб

Мобильное приложение

Платформы